ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Информационное письмо для педагогов

Педагогическим работникам

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (О
ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ИНТЕРНЕТ) МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на
повышение информационной грамотности педагогических работников

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации
образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение
учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику
интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и
устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой
в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и
нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности:
доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег,
платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и
интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и
болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных
исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём
мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным
пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за
компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый
веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
(большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность
знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными
играми по сети.

Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти
риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки
критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру
безопасного использования Интернет. Кроме того следует обратить внимание на
гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

 школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед
монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые
полчаса;

 ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15
минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а
при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в
неделю;

 лучше работать за компьютером в первой половине дня;
 комната должна быть хорошо освещена;



 при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна
соответствовать росту;

 расстояние от глаз до монитора – 60 см;
 периодически делать зарядку для глаз.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего
образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая
содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-
просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения
навыками безопасной работы в сети Интернет.

В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по
основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить
родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами,
программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к
ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные
мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих
знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности,
компетенции, безопасность», разработанная специалистами факультета психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития
Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ
(http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet-
project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория,
http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика).

Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и
безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической
оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы
разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения
уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет»
(www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные
средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать
этот сайт.

Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально,
в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и
учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-
ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и
в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных
учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и
доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье
и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с
учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в
Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в
повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое



приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы
с родителями и учащимися.
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf

Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и
их родителей даны и на сайте Майкрософт. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-
safety/kids-social.aspx, http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.

Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения
педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети
Интернет.

Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам
безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и
родителей представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-
project/competence-research.

В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об
учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются
модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных
особенностей учащихся.
http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2
014_g/print.

При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы,
в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес»
(http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения
безопасности в Интернете.

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

 http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы,
рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.

 http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
 http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о

безопасном Интернете.
 http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности

Майкрософт.
 http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
 https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и

просто: родительский контроль. — Буклет
 Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее

начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ . Материал
разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для
учащихся среднего звена школы.

 http://www.nachalka.com/node/950. Видео «Развлечение и безопасность в
Интернете»

 http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы,
рекомендации, комиксы



 http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование
по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

 http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет –
управляй им»

 http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в
Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на
повышение информационной грамотности педагогических работников

http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига
безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация,
созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети.
Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи
РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.
Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации
Игорь Щеголев. http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта
«Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

 Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок»,
ориентированный на детей и подростков.

 Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере
информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия
Сетевичок»

 Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских
подростков в сети».

 Конференция по формированию детского информационного пространства
«Сетевичок»

Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения
безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети
«Интернет»: /metodrec2017.pdf

Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства
«Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности
обучающихся (воспитанников)

1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах,
принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения
их прав в Интернете.

3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете.
Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за
нарушение авторских прав.



4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости
сообщайте родителям о проблемах их детей.

5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из
Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации.
Наставайте на посещении проверенных сайтов.

6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение
детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров,
музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного
интереснее виртуальной.

7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию
досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и
отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями
результаты своих наблюдений.

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью,
своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с
учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-
зависимости, ее признаках, способах преодоления.

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-
коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области
защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь
к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и
мобильных сетей.